http://bar.perm.ru/pics/b0013/kupeclogo.gif
http://bar.perm.ru/pics/b0006/sauna.png
http://bar.perm.ru/pics/b0007/hotel.gif

История пива

В истории цивилизации практически не было земледельческих народов, не знакомых с пивом. Получение исходного продукта для пивоварения — хлебных зерен, будь то наиболее распространенный ныне ячмень или другие злаки: просо, сорго, овес, рожь, пшеница, кукуруза, — тесно связано с развитием земледелия. ФОТО_СЛЕВА_0001.jpG

Известно, что уже древние Египтяне обладали искусством приготовления ячменного солода, приписывая изготовление хмельных напитков богу Осирису (или Озирис).
Он был популярным божеством, изображался в виде мумии с бичом и жезлом в руках. Царствуя в Египте, именно Озирис научил народ земледелию, оседлой жизни, врачебному искусству и строительству.

В одном из писем на папирусе около 3 тысяч лет тому назад отец упрекал сына, что тот слишком часто посещал заведение, где пьют «гаг» — один из сортов пива. В результате раскопок в Тель-эль-Амарне, древнейшей столице Египта, британские археологи обнаружили остатки пивоварни, принадлежавшей храму, построенному знаменитой Нефертити (конец XV - начало XIV в. до н.э.), а на одном из настенных панно изображение самой царицы, разливающей пиво через ситечко. Такое ситечко имеется в Британском музее.

Дневная норма питания строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, нескольких пучков чеснока и лука и трех жбанов пива. Более того, оно было одной из важнейших жертв, приносившихся в ритуальных целях в гробницах. Надгробные надписи и папирусы, разобранные египтологами, также свидетельствуют: «Хлебные бродильные напитки, очень похожие на пиво, были распространены в отдаленные времена. Древние египтяне несколько тысяч лет тому назад умели приготовлять ячменный солод, из которого варится пиво»
Древнее пиво, скорее всего, не понравилось бы нашим современникам, ведь это был не столько напиток, сколько еда. В те давние времена пиво изготавливалось без применения хмеля и представляло собой слегка процеженную забродившую хлебную массу. Но, несмотря на это, популярность еды-напитка была высока: в одном из древних манускриптов при описании личных качеств важного мудреца помимо его знаний и мудрости приводятся также сведения о том, сколько пива он мог съесть.
Твердо верившие в загробную жизнь египтяне оснащали умерших всем необходимым. Без пива древние египтяне не представляли себя ни на том, ни на этом свете. На стенах гробниц они высекали сначала в рельефе процесс изготовления пива. В конце III тысячелетия до нашей эры в гробницах вместо барельефов появились деревянные модели с раскрашенными фигурками пивоваров, которые размещали в ящиках, имитирующих определенные помещения дома.

Так, в одной из гробниц обнаружили миниатюрную пивоварню. Модель, изготовленная в районе Ассиута в Среднем Египте в XX веке до нашей эры, стала экспонатом Каирского музея. 10 мая 1913 года ее приобрел хозяин и основатель Жигулевского пивного завода Альфред фон Вакано. После революции экспроприированные ценности заводского музея попали в Музей Самарского научно-краеведческого общества. В 1931 году композицию, изображающую процесс растирания хлебных лепешек для заквашивания, передали в ленинградский Эрмитаж. Ныне копия этой пивоварни украшает и экспозицию первого в России музея Пива Комбината им. Степана Разина.
При раскопках в Шеих-Абд-ель-Кварне нашли мумию, хранившуюся около 3000 лет. На ее шее находился венок из проросших ячменных зерен, переплетшихся корнями ростков между собою. Во времена Страбона пиво было популярно в Александрии. Согласно одной приписке на папирусе, во время торжественных празднований в честь богов пиво смешивали с вином и медом.

Пиво было известно и в Карфагене. Традиции пивоварения в Северной Африке практически не прерывались.
В другой древнейшей цивилизации Востока — Шумере (в Месопотамии, точнее южной части Междуречья Тигра и Евфрата) также издавна культивировался ячмень. Как свидетельствуют клиновидные письмена на глиняных табличках III тыс. до н.э. в царской пивоварне г. Лагаш только за два месяца было переработано 300 тонн ячменя. Немецкий археолог Е. Хубер нашел клинопись этого же времени с рецептами не менее 15 разновидностей пива, которые ему удалось изготовить. Пивовары в Шумере освобождались от воинской службы, а покровительницей пивоварения была богиня Нинкаси, что в переводе означает: «Ты, которая так щедро напоила меня».
В древнем Вавилоне, цивилизация которого пришла на смену шумерской, во II тыс. до н.э. пиво также было широко распространено. На каменном столбе с надписями, найденном на месте г. Сузы и ныне хранящемся в Лувре, предусматривались суровые наказания недобросовестным пивоварам, разбавлявшим пиво водой. Уличенные в преступлении могли выбрать один из способов казни: быть утопленными в бочке с пивом или пить пиво, пока не упадут мертвыми.

Среди самых старых поклонников пива у арийских народов известны фригийцы, заселившие во II тысячелетии до н.э. Малую Азию, и фракийцы, проживавшие в основном на Балканах и в низовьях Дуная.

Пиво было традиционным напитком и у кельтов, живущих тогда на значительной территории Галлии. Посидоний в I в. до н.э. упоминает о приготовлении ими пива из пшеницы и меда.
В Китае также занимались пивоварением несколько тысяч лет назад, используя в качестве исходного сырья рис. От египтян пивоварение пришло в Эфиопию, Грецию, в Персию, на Кавказ. Древнегреческие поэт Архилох, писатели Эсхил и Софокл говорят о "ячменном вине".

Готовили ячменный напиток и в Урартском царстве, существовавшем в 9-7 вв. до н.э. на территории Армении. При раскопках были найдены специальные сосуды для приготовления и хранения пива. По свидетельству древнегреческого историка Ксенофонта (430-125 гг. до н. э.) в труде "Анабасис" там "хранилось ячменное вино в огромных карасах-кувшинах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него был воткнут тростник больших и маленьких размеров... Кто хотел пить, должен был взять этот тростник в рот и тянуть через него вино. Напиток был терпкий и приятный на вкус.".
Древнегреческий историк Геродот(484-425 гг. до н.э.), как и египтяне приписывает изобретение пива богу Осирису, называя пиво ячменным вином. Древнегреческий учёный и мореплаватель Пифей (4 в. до н. э.) отмечал опыт скифских племён в приготовлении пива. Налог на пиво, введенный при царской династии Птолемеев (305-30 гг. до н. э.) играл значительную роль в экономике страны. В Риме пиво употреблялось во время праздников в честь богини земледелия и плодородия Цереры. Отсюда название пива Церес. Фракийцы и иллирийцы употребляли от Адриатики до Чёрного моря светлое ячменное пиво как народное питьё, о чём неоднократно упоминается в Библии. К 1 веку н. э. в Европе изобрели по крайней мере, 195 сортов ячменного напитка.

До использования хмеля для придания пиву горечи и улучшения куса применяли разные травы и пряности. Греческий учёный Диоскорид писал об употреблении ирландцами curmi - сбраживаемого напитка из соложённого ячменя с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, верхушки ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща и другие. Травяные добавки использовались и позже наряду с хмелем. Использование хмеля в пивоварении распространялось в периоды переселения народов. Существует предположение, что хмель впервые стали использовать восточные финны и татарские племена. В раннем Средневековье, в 7 в. н.э. хмель в пиво стали добавлять в Нидерландах и Северной Франции. В 9 веке при Людовике Благочестивом славилось хмелевое пиво монашеских орденов Бенедиктинцев, Францисканцев и Августинцев. В начале 10 в. город получил от Генриха I герб с веткой хмеля.

Германцы развернули пивоварение наряду с земледелием. В средние века застрельщиками пивоварения в Европе были монахи, особенно в Германии, Франции, Бельгии. Не отставали от них и буддийские монахи на Востоке. Для монастырской знати варилось крепкое пиво, а для "обыкновенной братии" - послабее. Важнейшим центром пивоварения стала Фландрия, где возникла легенда о короле Гамбринусе - которого пивовары считали своим покровителем. По германской легенде сказочный король Гамбринус является изобретателем пива.

Уже в 1282 г. пиво, изготовляемое на острове Сааремаа, находит письменную похвалу местного епископа. С расцветом средневековых городов, особенно Таллинна, как члена Ганзейского союза, играющего важнейшую роль в транзитной торговле между востоком и западом, пивоварение принимает всё более крупные размеры с 14 в. В целях упорядочения производства пива и стабилизации его качества, магистрат Таллинна своим распоряжением от 1360 года разрешает варить пиво для продажи только профессиональным пивоварам. Основался цех разносчиков пива, в обязанности которых входило снабжать все корчмы города, гильдии и цеха пивом, контролировать чистоту бочек, полноту налива. В дополнение к зарплате каменщикам, столярам и др. работникам ежедневно выдавали пиво. В Эстонии с давних времён использовали деревянные пивные кружки, жбаны и ковши. Предпочтение отдавалось кружкам из можжевельника и из ели. Кружка и ручка вырезались из берёзы, стягивались кружки прутьями черёмухи и крушины. В 1478 г. папа Сикст 6 предоставил городу Риге право взимать пошлины с пива и обращать собранные суммы на пользу города. К 1562 году относятся упоминания о пивоварении в Пярну, когда в инвентаризационную книгу орденского замка были вписаны 3 пивоваренных котла и казано количество солода и хмеля. В следующем году была сделана запись о фогтском и прислугском пиве, первое из которых было крепким, а второе слабым.

В Америке пиво было известно задолго до Колумба, которого индейцы угощали напитком из маиса, по вкусу напоминающим пиво. В Лондоне находится древнейший (4 в. н.э.) и единственный в своём роде пивной памятник - камень с выбитым на нём рецептом приготовления пива для королевы. Первое упоминание о пиве у славян относится к 448 году, но особенно широко распространилось пивоварение в 9 веке в Новгородских землях Руси.

1082 год считается годом начала пивоварения в Чехии. Первый пивоваренный завод был основан в 1341 г. в Домажлице. Центральная Европа внесла важный вклад в развитие традиций пивного производства. В 1516 г. в Германии был принят закон о чистоте пива: пиво следовало варить только из солода, хмеля и воды. Требования к качеству воды были особенно строгими. Она должна была быть вкусной и экологически чистой. Пиво, соответствующее этим нормам, в большинстве стран Европы считается классическим.

Название «пиво» - общее для всех славянских языков (что свидетельствует о его древности) и происходит от слова «пить». Легкое пиво называли «полпивом». Более поздним словом является «брага», обозначавшее домашнее пиво каждый раз разного качества, с добавлением различных ароматизаторов, среди которых долгое время не было хмеля. Различали брагу простую, брагу малиновую, брагу овсяную, пшеничную, сусляную, густую, сладкую, медовую - все они считались разными напитками. Не исключено, что именно на территории Восточной Европы, впервые стали употреблять хмель при пивоварении, первоначально — дикий.

Вопреки распространенному мнению хмель не усиливает опьяняющие качества пива, а придает ему приятный легкий вкус и аромат, а также способствует сохранности пива, так как процесс пастеризации появился только в 60-х годах XIX века.
Пиво варили первоначально из проса, широко распространенного у восточных славян и других народов. Итальянский путешественник XV века И. Барбаро, писал о Московском государстве: «Там нет винограда, но одни изготовляют вино из меда, другие варят брагу из проса. И в то и в другое кладут цветы хмеля, которые создают брожение; получается напиток… опьяняющий как вино». У тюркских народов такой напиток назывался «буза».

Пиво, так же как и мед разной крепости, было непременным напитком на княжеских пирах, и в дни деревенских праздников во времена, когда «фряжские» напитки (западноевропейские виноградные вина) были редкими и дорогими, а «хлебного вина», то есть водки, еще не знали.

Справный хозяин должен был держать пиво про запас и для угощения гостей. В «Домострое», отразившем реалии русского быта XV-XVI веков, был дан совет: «А коли один живет человек и не очень богат да запаслив, держит для гостя пивцо в запасе, в марте сварив переварки ячневой да подсытив ее; и простое пивцо тоже есть. Медку же сготовить к празднику и впрок сохранять во льду, засечь в нем медок и мартовское пивко».

При отце Петра I царе Алексее Михайловиче пиво варилось в кремлевском Сытном дворе, заведовавшем различными напитками. Он получил свое название от «сыты» — воды, насыщенной медом. Двор занимал более 30 погребов и ледников, где кроме квасов, медов и морсов, сохранялось различное пиво — «малиновое», «мартовское», «поддельное» или «приправленное» (то есть с медом), «приказное», то есть сваренное по особому приказу. Так как Россия в начале XVII века была отрезана от берегов Балтики, импортное пиво поступало через Архангельск на английских, ганзейских, голландских кораблях, но в небольших количествах.

Источники:
http://www.razin.ru/
http://www.bochkarev.ru/

© 2001-2022 Студия Веларт